То, как в обществе обходятся с животными, – свидетельствует об уровне развития этого общества. Сегодня на страницах газеты «Юрист» мы поднимаем важную тему – ответственное обращение с животными. Представляем спикера:
Марина Сепповна Шарифуллина, директор Благотворительного фонда помощи бездомным животным, член Совета по вопросам обращения с безнадзорными животными в Свердловской области, член Общественного совета при Департаменте ветеринарии Свердловской области fond@helpanimals.ru
Почти год действует Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными». Часть статей закона вступила в силу
1 января 2020 года. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» призван регулировать общественные отношения в сфере обращения с животными. Защитники животных ждали данный закон, так как он необходим для системного наведения порядка в сфере обращения с животными и их защиты от жестокого и ненадлежащего обращения, а также для регулирования численности животных без владельцев гуманными способами.
Говоря о Федеральном законе № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», вступившем в силу 27 декабря 2018 года, нельзя не сказать подробнее о наших гражданских правах. Что делать гражданину, который, например, нашел щенка или котенка? Если нет возможности забрать животное к себе домой, что предлагает нам местное самоуправление?
В целях соблюдения гражданских прав населения наличие необходимых условий для содержания задержанных безнадзорных домашних животных на территории каждого муниципального образования следует из содержания статей 230 и 231 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 230 на время розыска собственника животных они могут быть оставлены (но не обязательно!) лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления. Таким образом, другим лицом, имеющим необходимые условия для содержания задержанных безнадзорных домашних животных, может быть (фактически должен быть) орган местного самоуправления, как минимум на период подыскания лица с необходимыми условиями для содержания найденных безнадзорных домашних животных.
Местом содержания таких животных на территории каждого муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, должны быть места с необходимыми условиями, например, муниципальные приюты разного масштаба, рассчитанные на различную численность и виды животных. Однако за десятилетия действия данной нормы администрации муниципальных образований такие условия не создали, то есть по сути не исполняли российское законодательство.
С 1 января 2020 года вступила в силу статья 16 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» о приютах для животных, которые могут быть государственными, муниципальными, частными. Вся деятельность по обращению с животными без владельцев согласно данному закону связана с наличием приютов для животных. Таким образом, Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации делают наличие муниципальных приютов с 2020 года безусловным. Также Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» должен прекратить сложившуюся на сегодня порочную практику борьбы с животными без владельцев.
Источниками бездомных животных – животных без владельцев – являются безответственные владельцы, а также отсутствие диалога органов местного самоуправления с населением об ответственном отношении к животным в просветительских, информационных и воспитательных целях, отсутствие муниципальных приютов, программ стерилизации животных, равнодушие по отношению к живым существам, правовая и гражданская пассивность населения, зачастую не желающего вникать в вопросы, в каком объеме и каким образом тратятся бюджетные средства.
В связи с наделением органов местного самоуправления полномочиями по регулированию численности безнадзорных собак из бюджета Свердловской области с 2016 года ежегодно муниципальным образованиям направляется более 100 млн рублей. Органы местного самоуправления зачастую заключают не соответствующие законодательству с точки зрения обращения с животными муниципальные контракты с исполнителями, имеющими сомнительную репутацию у защитников животных, и не контролируют надлежащим образом исполнение контрактов, стремясь формально освоить бюджетные средства. В результате подавляющее большинство отловленных животных, среди которых есть и владельческие, подлежат необоснованному умерщвлению. Проблему создал недобросовестный человек, а виноватой является кошка или собака. Такая негуманная и неэффективная практика привела по существу к жестокому обращению с животными и обогащению недобросовестных исполнителей за счет средств налогоплательщиков. Для изменения ситуации Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» предусматривает, что все отловленные животные поступают в приюты для животных. Далее часть отловленных животных возвращается своим владельцам, часть животных без владельцев могут быть выпущены после стерилизации на прежние места обитания, часть животных могут быть устроены к новым владельцам, остальные животные должны оставаться в приютах до естественной смерти.
Умерщвление животных в приютах запрещено, за исключением, например, случаев непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при
наличии заключения специалиста в области ветеринарии. Как видим, в среду обитания должны вернуться не все отловленные животные без владельцев (к сожалению, именно так это себе представляют порой главы муниципальных образований), а только часть и выборочно. Агентство стратегических инициатив и защитники животных полагают, что должен работать метод ОСВВ: отлов – стерилизация – выборочный выпуск в среду. Например, если собака отловлена на территории детского сада или больницы, это не значит, что после стерилизации она должна быть выпущена обратно на территорию названных социальных объектов. Метод ОСВВ применим в случаях, когда собака возвращается на то место, где ее ждут и курируют: кормят, ухаживают, приглядывают. Так, например, делают некоторые предприятия, автостоянки, садовые товарищества. При этом отлов животных и выпуск на прежние места обитания согласно Федеральному закону «Об ответственном обращении с животными» подлежат видеозаписи.
Для правоприменительной практики важно, что Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» закрепил понятие жестокого обращения с животными. Наказание за жестокое обращение с животными на протяжении многих лет предусмотрено Уголовным кодексом Российской Федерации, также ожидаются изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Например, некоторые главы муниципальных образований Свердловской области высказываются негативно по вопросу подкармливания животных населением. Следует отметить, что Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» дает по этому поводу однозначный ответ: голод, жажда, неоказание помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии, есть жестокое обращение с животными. Сегодня имеется судебная практика в защиту подкармливания животных.
Очень важными положениями Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» с 1 января 2020 года являются требования о размещении сведений обо всех поступивших в приюты животных в сети «Интернет» (фото, описание, даты поступления), о запрещении содержать животных без владельцев в местах временного содержания (то есть пресловутые пункты кратковременного содержания животных (ПКС) должны уйти в небытие!) и об общественном контроле в области обращения с животными. Общественный контроль будут осуществлять общественные инспекторы, некоммерческие организации, общественные объединения.
По методике расчета численности животных без владельцев, предложенной на основании исследований, проведенных Институтом проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, на 100 тысяч населения приходится 500 животных без владельцев. Данная методика была использована в проекте Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, разработанном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Например, для муниципальных образований с численностью населения 30 тысяч человек, число животных без владельцев составляет 150. То есть при хорошей организации работы местного самоуправления такое количество животных может быть стерилизовано в течение года и им можно найти новых владельцев, еще и поощрить на местном уровне жителей, взявших животных! Есть муниципальные образования, в которых количество животных без владельцев составляет 20 животных. Вероятнее всего в таких территориях большинство животных – владельческие, но находятся на свободном выгуле. Даже в крупных городах, где численность животных без владельцев более тысячи, стерилизовать такое число животных возможно и даже попытаться найти им новых владельцев при грамотной
работе с населением и организациями, на территориях которых могут обитать животные после стерилизации и возврата в среду обитания. Применяя такую методику расчета, каждое муниципальное образование может спланировать количество мест в приютах, необходимые ресурсы, профилактическую работу с населением, с волонтерами.
Кошки и собаки – живые существа. Улица – не место жизни для животных. Во всяком случае, не каждая «улица», как следует из Федерального закона «Об ответственном обращении с животными», может быть местом обитания животных. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» имеет высокую социальную значимость, важен как для владельцев животных, так и для другой части населения, и поэтому основные положения закона должен знать каждый. Большинство населения доброжелательно относится к животным и заинтересовано в том, чтобы органы власти в широком смысле, включая органы местного самоуправления, исполняли и соблюдали законодательство об ответственном обращении с животными в полной мере и в соответствии с принципами гуманности, обеспечения нравственного здоровья общества и честного использования средств налогоплательщиков.
Источник: газета Уральского государственного юридического университета "Юрист" № 2 (204) Март 2020
https://www.usla.ru/upload/gazeta/0320.pdf
Категория:
СМИ о нас |
Просмотров: 5907
| Дата: 02.07.2020